Есть люди, делающие благие дела незаметно, буднично, но из каждого такого шага творится история.
Поиск пропавших без вести во время Великой Отечественной войны солдат – важная часть жизни Александра Грибцова – руководителя ЦК по инфраструктуре ИТ ООО «КВГ».
Увлечение раскопками началось много лет назад – в 2002 году, когда Александр заинтересовался судьбой одного из своих прадедов – Петра Архиповича Герасименко, пропавшего без вести на фронте в годы войны. Расспросил о нём своих родственников, прочёл военные письма прадеда, ведь имея больше информации искать гораздо проще.
В начале нулевых ещё не было сайтов, которые теперь помогают многим узнать о судьбе своих родственников, воевавших в Великую Отечественную. Александр написал запрос в Подольский военный архив, а вскоре познакомился с поисковым отрядом из Геленджика и загорелся идеей принять участие в раскопках.
«Я понял, насколько это важно – найти солдат, которые долгие десятилетия считались без вести пропавшими. Прикоснуться к истории, внести свой вклад в то большое дело, которое делают ребята из поисковых отрядов – для меня это стало важным, необходимым», – рассказывает Александр.
Он быстро влился в поисковую работу и проводил едва ли не всё свободное время с новыми знакомыми. Сначала искали погибших бойцов на полях в Крымске и Крымском районе. В некоторых случаях удавалось найти солдатские медальоны и вложенные в них ветхие от времени записки. Читать их и фотографировать нужно было сразу – от дневного света и без того выцветшие, едва различимые записи тускнели, а то и вовсе хрупкая записочка могла рассыпаться в руках.
«Когда мы находили номера самолётов, написанных краской, важно было тоже быстро их сфотографировать, иначе потом невозможно будет прочесть все данные», – делится Александр Грибцов. По номерам устанавливали тип самолёта, его номер и фамилии членов экипажа.
Через некоторое время появился сайт «Память народа» и обобщённый банк данных «Мемориал», благодаря чему стало намного легче находить информацию о бойцах, восстанавливать события. Александру удалось узнать и о судьбе своего прадеда, установить точную дату его рождения и место гибели.
За годы поисковой работы происходило немало запоминающихся случаев. Однажды, в мае 2016 года, в лесополосе в районе бывшего хутора Шибик-2, поисковики обнаружили обломки самолёта. Удалось установить, что это советский истребитель Як-1б. Обнаружили и обломок двигателя, на котором была всего одна цифра – единица.
«На этом, можно было бы поставить точку и нанести на карту еще один неопределенный советский самолет. Но нет, нас это не устроило!» – вспоминает Грибцов. Началась работа по анализу потерь советской авиации в этом районе. Переработав сводки потерь, всех частей, авиации воевавших на самолетах Як-1б в этом районе, поисковики получили три варианта развития событий, из которых наиболее вероятной оказалась версия гибели боевого лётчика-аса Фёдора Климентьевича Свеженцева.
Выяснилось, что 5 мая 1943 года капитан Свеженцев, протаранив немецкий самолёт, прыгнул с парашютом, но был расстрелян в воздухе немецкими истребителями и на землю упал уже мёртвым. Самолёт врезался в землю в районе хутора Шибик-2. Там же, неподалёку, был похоронен погибший лётчик.
Капитан Свеженцев с 20 апреля по 8 мая 1943 года совершил 29 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника. За это время получил два ордена: «Отечественной Войны» Второй степени и «Красного Знамени». И это только за 17 дней: 29 боевых вылетов и 11 побед!
Поисковики также выяснили, что родился Свеженцев в 1916 году, в селе Маламино Успенского района Краснодарского края.
В декабре 2017 года его останки были преданы земле на родине – на хуторе Вольность, где проживают его родные.
«Мы постарались найти как можно больше информации о капитане Свеженцеве, – говорит Александр Грибцов. – В первом бою Федор Климентьевич сбил два самолета противника, и в дальнейшем его фамилия будет фигурировать в каждой оперативной сводке дивизии вплоть до 8 мая 1943 года».
Капитан Свеженцев станет, возможно, единственным пилотом, у которого число боевых вылетов будет равняться числу проведенных воздушных боев – 29. Он никогда не уклонялся отбоя, всегда бросался в гущу врагов, словно чувствуя, что отмеренный ему срок невелик и старался успеть нанести как можно больший урон противнику. По воспоминаниям сослуживцев, Федор жил небом, в полете он сливался с самолетом в единое целое и громил врага.
Таких историй у Александра Грибцова много. Он продолжает участвовать в поисковых экспедициях и давно приобщил к этому и своих детей. Для него важно делать благое дело, возвращать из небытия забытые имена, находить подробности о жизни и подвигах простых советских людей, пожертвовавших своими жизнями во имя Победы над фашизмом.
На фото 1: первый справа Александр Грибцов; на фото 2: найденный двигатель советского самолёта; на фото 3: капитан Фёдор Свеженцев.