Сотрудник ООО «КВГ» нашёл десятки пропавших без вести солдат

Есть люди, делающие благие дела незаметно, буднично, но из каждого такого шага творится история.

Поиск пропавших без вести во время Великой Отечественной войны солдат – важная часть жизни Александра Грибцова – руководителя ЦК по инфраструктуре ИТ ООО «КВГ».

Увлечение раскопками началось много лет назад – в 2002 году, когда Александр заинтересовался судьбой одного из своих прадедов – Петра Архиповича Герасименко, пропавшего без вести на фронте в годы войны. Расспросил о нём своих родственников, прочёл военные письма прадеда, ведь имея больше информации искать гораздо проще.

В начале нулевых ещё не было сайтов, которые теперь помогают многим узнать о судьбе своих родственников, воевавших в Великую Отечественную. Александр написал запрос в Подольский военный архив, а вскоре познакомился с поисковым отрядом из Геленджика и загорелся идеей принять участие в раскопках.

«Я понял, насколько это важно – найти солдат, которые долгие десятилетия считались без вести пропавшими. Прикоснуться к истории, внести свой вклад в то большое дело, которое делают ребята из поисковых отрядов – для меня это стало важным, необходимым», – рассказывает Александр.

Он быстро влился в поисковую работу и проводил едва ли не всё свободное время с новыми знакомыми. Сначала искали погибших бойцов на полях в Крымске и Крымском районе. В некоторых случаях удавалось найти солдатские медальоны и вложенные в них ветхие от времени записки. Читать их и фотографировать нужно было сразу – от дневного света и без того выцветшие, едва различимые записи тускнели, а то и вовсе хрупкая записочка могла рассыпаться в руках.

«Когда мы находили номера самолётов, написанных краской, важно было тоже быстро их сфотографировать, иначе потом невозможно будет прочесть все данные», – делится Александр Грибцов. По номерам устанавливали тип самолёта, его номер и фамилии членов экипажа.

Через некоторое время появился сайт «Память народа» и обобщённый банк данных «Мемориал», благодаря чему стало намного легче находить информацию о бойцах, восстанавливать события. Александру удалось узнать и о судьбе своего прадеда, установить точную дату его рождения и место гибели.

За годы поисковой работы происходило немало запоминающихся случаев. Однажды, в мае 2016 года, в лесополосе в районе бывшего хутора Шибик-2, поисковики обнаружили обломки самолёта. Удалось установить, что это советский истребитель Як-1б. Обнаружили и обломок двигателя, на котором была всего одна цифра – единица.

«На этом, можно было бы поставить точку и нанести на карту еще один неопределенный советский самолет. Но нет, нас это не устроило!» – вспоминает Грибцов. Началась работа по анализу потерь советской авиации в этом районе. Переработав сводки потерь, всех частей, авиации воевавших на самолетах Як-1б в этом районе, поисковики получили три варианта развития событий, из которых наиболее вероятной оказалась версия гибели боевого лётчика-аса Фёдора Климентьевича Свеженцева.

Выяснилось, что 5 мая 1943 года капитан Свеженцев, протаранив немецкий самолёт, прыгнул с парашютом, но был расстрелян в воздухе немецкими истребителями и на землю упал уже мёртвым. Самолёт врезался в землю в районе хутора Шибик-2. Там же, неподалёку, был похоронен погибший лётчик.

Капитан Свеженцев с 20 апреля по 8 мая 1943 года совершил 29 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника. За это время получил два ордена: «Отечественной Войны» Второй степени и «Красного Знамени». И это только за 17 дней: 29 боевых вылетов и 11 побед!

Поисковики также выяснили, что родился Свеженцев в 1916 году, в селе Маламино Успенского района Краснодарского края.

В декабре 2017 года его останки были преданы земле на родине – на хуторе Вольность, где проживают его родные.

«Мы постарались найти как можно больше информации о капитане Свеженцеве, – говорит Александр Грибцов. – В первом бою Федор Климентьевич сбил два самолета противника, и в дальнейшем его фамилия будет фигурировать в каждой оперативной сводке дивизии вплоть до 8 мая 1943 года».

Капитан Свеженцев станет, возможно, единственным пилотом, у которого число боевых вылетов будет равняться числу проведенных воздушных боев – 29. Он никогда не уклонялся отбоя, всегда бросался в гущу врагов, словно чувствуя, что отмеренный ему срок невелик и старался успеть нанести как можно больший урон противнику. По воспоминаниям сослуживцев, Федор жил небом, в полете он сливался с самолетом в единое целое и громил врага.

Таких историй у Александра Грибцова много. Он продолжает участвовать в поисковых экспедициях и давно приобщил к этому и своих детей. Для него важно делать благое дело, возвращать из небытия забытые имена, находить подробности о жизни и подвигах простых советских людей, пожертвовавших своими жизнями во имя Победы над фашизмом.

На фото 1: первый справа Александр Грибцов; на фото 2: найденный двигатель советского самолёта; на фото 3: капитан Фёдор Свеженцев.